Градостроительная идея
Ныне заброшенное бьющееся сердце города, 3 места, объединенные историей (Aльтштадт, Лёбенихт, Кнайпхоф), и Королевская гора, воссоздают самобытность современного Калининграда. Наш проект основан на создании большого городского паркaплощадью 30 гектаров, выполняющего функции швов между районами. Этот парк будет представлять собой «настоящий континуум городской природы», соединяющий зеленый пояс старинных укреплений города с его центром.
Данный градостроительный проект объединяет и соединяет различные среды, от самой природной до самой урбанизированной, и создает мозаику стилистических решений и мест, главные качества которых - живость и изменчивость. Город реорганизуется и уплотняется вокруг этого нового зеленого центра, ветви которого связывают весь город. Этот обширный парк представляет собой новый идеологический план, а преобразованная таким образом пустота придает современный характер градостроительному обновлению города Калининграда.

Кант является главным вдохновителем территории. Он похоронен тут, и в этом месте сконцентрирована сущность его философии. Здесь все становится демонстрацией размышления, единения с принципами философии Канта. Архитектурно-ландшафтный подход к созданию парка будет направляться главными принципами Канта, создателя современной философской системы, а именно:
- Соединить вместе (син-тез). Соединить, чтобы внести порядок и смысл в явления и события этого мира, которые на первый взгляд кажутся результатом случайности и рока.
- Философское определение предметов. Предметы определяются 3 критериями - занимать место, располагаться во времени и иметь причину. Использование этих критериев позволяет создать связь между предметами и выявить из нее механизмы и схематизации (причинно-следственная связь).
- Природа далеко не добродетельна, она представляет собой форму хаоса, в котором человек бессилен. Из этого вытекает, что природа должна быть освоена и служить человеку. Она создает связи, организует пространственную четкость.

Подход к проектированию
(1) Философия Канта заставляет нас задуматься о нынешней конфигурации Острова Канта. На данный момент территория острова, а также находящиеся на ней архитектурные объекты не имеют ни связи, ни диалога со своей окружающей средой. Весь комплекс рассредоточен, неоднороден и раздроблен. Для Канта это определенный образ хаоса.

(2) Природа на острове представляет собой многочисленные густые и закрытые лесопосадки, что усиливает ощущение изоляции и молчания. На данный момент мы весьма далеки от освоенной и несущей смысл природы, которая близка Канту.

(3) По Канту предметы должны быть расположены во времени, в пространстве и иметь причину. Установление связи между этими предметами происходит с помощью зрения, это первый контакт, создающий диалог. Данная зрительная связь является первым звеном в процессе схематизации (причинно-следственная связь).

(4) Данные архитектурные объекты по своему стилю и своей эпохе являются свидетелями времени, будь то существующие объекты (Дом Советов, собор, мосты, биржа и пр.) или утраченные (Королевский замок, университет Альбертина, Кнайпхофская ратуша и пр.), пустота, парадоксально создающая присутствие за счет отсутствия. Виды с определенных точек позволяют увидеть эти элементы, когда они связаны между собой засчет целостности открытых пространств.

(5) Синтез этих целостных пространств образует ось композиции, настоящий хребет острова.
(6) Эти оси сходятся в невралгической точке конвергенции острова. Данная точка является точкой расположения музея Канта на месте бывшей Кнайпхофской ратуши.В высшей степени символичная точка музея находится на пересечении осей, хода мысли и сложного процесса мышления. Это место схождения обозначает рождение философии.

(7) Музей является отправной точкой архитектурного жеста, фасада, повернутого к Старой Преголи. Используя контур здания балтийского типа, он свидетельствует о плотности старинной застройки этого острова, образовывавшего в средние века южную границу города Кёнигсберга. Благоустройство набережных восстанавливает образ интенсивного торгового пути к Балтийскому морю, включающему Калининград в свою территорию и географию. В этой архитектурной сценографии Старая Преголя символизирует узкий морской залив и устье реки.

(8) Архитектура прерывается, широким жестом позволяя войти ландшафтному объекту парка на севере. Дорожки и прогулочные тропинки расположены по образу бечевников. Этот подход свидетельствует о более земном отношении острова, повернутого к историческому центру (сектор Дома Советов). Новая Преголя принимает характер "земного рукава", соединенного с кольцом и водяными рвами обширной сети укреплений.

(9) Связь, диалог, общение снова установлены между всеми предметами во времени и пространстве. Причина обозначена точкой слияния, которая определяет образование морского рукава и земного рукава. Слияние, точка опрокидывания и скопления, символически отображается с помощью теплицы, где собраны ботанические редкости со всего мира. Эта теплица иллюстрирует точку между морем (экзотическими сортами, прибывшими на кораблях, макрокосмом) и землей (местом акклиматизации под стеклянным колпаком, микрокосмом).Дорожный мост меняет свое предназначение и превращается в обитаемый мост, подстилающий слой и окружающая территория которого используются в качестве общественных пространств. Этот мост принимает форму бельведера, выходящего на точку слияния в сторону Балтийского моря.

В этом парке воплотятся данные философские понятия, наполненные смыслом для осведомленных посетителей, а для любителей откроется поле для размышлений благодаря дидактическому маршруту, исследующему пространство, предметы и людей. Собор станет новым местом для проведения выставок и дебатов во время конгрессов.

На посвященной Канту эспланаде, на том месте, где ранее располагался первый университет Альбертина, на больших рабочих столах будут проходить конференции и собираться студенты. Как дань уважения истории, ряд ровных зданий будут занимать жилые и учебные помещения для научных работников и участников конгрессов.

На полянах и в густых рощах разместятся в зеленом обрамлении художественные творения и выставки произведений искусства на открытом воздухе. Многочисленные маршруты для прогулок по образу блуждания мыслей на тему современной философии, задающей людям вопросы о смысле, об их отношении к вещам, ко времени и к природе. Архитектурные сооружения, воздействующие на органы чувств, включены в музей Канта и расположены в разных местах на Острове. Музей Канта на месте бывшей Кнайпхофской ратуши имеет форму скульптурного объема, выходящего из земли и устремляющегося вверх.

В теплицах находится освоенная природа, изучаемая и используемая для пользы Человеку и городу. Теплицы для выращивания овощей и ароматических трав располагаются на южном фасаде острова, вдоль реки Преголи. Это начало городского сельского хозяйства для Калининграда. Эти новые благоустроенные набережные восстановят оживленную деятельность и торговый путь к Балтийскому морю. Большая ботаническая теплица присоединяется к мосту, автомобильное движение по которому было ограничено. Она таит в себе буйство растительности "под контролем" и служит одним из новых подходов к большому парку и важным звеном философского и туристического маршрута, вызывая любопытство и помогая понять освоение природы.
