Курортный комплекс «Свифт» в г. Светлогорске. Архитектурная мастерская 4+ (архитектор А. Архипенко, культуролог А. Попадин, помощник архитектора М. Гузанов), 2004 г.
Проектом предлагается создание уникального курортного комплекса, претендующего стать достопримечательностью города и области. Все внешние обстоятельства (уникальный курорт, географическое положение, статусное место в городе, замечательный ландшафт) указывают на возможность реализации данных амбиций. Авторами был проведён развёрнутый анализ по двум направлениям:
-
выяснение возможной типологии для подобных объектов;
-
изучение места размещения в структуре населённого пункта.
Из размышлений в процессе проектирования над комплексом, выкристаллизовалось понимание важности уникальности формы и как следствие, необходимость мыслить объект как некое сооружение, а не здание, расположенное в ключевом месте прибрежного ландшафта.
Сюжет и образ
Многофункциональность проектируемого комплекса (гостиница, боулинг, аквапарк, ресторан, дискотека…) требовала единого замысла, непротиворечиво объединяющего в себе разные функции и разные архитектурные формы. Последнее особенно важно для Светлогорска как исторического курорта со сложившейся архитектурной стилистикой, которую надо было или продолжать новым зданием, или же откровенно идти с ней в разрез (но не на конфронтацию), сохраняя при этом определённую игривость, свойственную курортному сооружению.
Авторской группой было выбрано второе направление: оставив попытки стилистических имитаций бывшего немецкого Раушена, выстроить новый архитектурный сюжет для Светлогорска.
Ассоциативная канва при рождении идеи курортного комплекса «Свифт» была следующей. В советское время на месте застройки располагался ресторан «Риф». Само место лежит высоко над морем рядом с крутым склоном, напоминающим утёс. И риф, и утес напоминают нам о кораблях, которые терпят крушение, чьи обломки выбрасываются на берег. И вот на берегу оказались: корма корабля; рубка, обломки мачт, сундук, какие-то непонятные сухопутному человеку предметы из разных стран и эпох. Разновеликость их и несоразмерность обычному человеку может иметь только одно объяснение: это остатки кораблей, на которых плавал Гулливер. Более того, среди его путешествий есть несколько, не очень хорошо известных нашим современникам, например, на летающий остров Лапуту. Часть этого острова также присутствует на берегу.
Соединение сюжета «элементов путешествий Гулливера» и функциональных требований к комплексу дало оригинальный пластический образ с доминантой «летающего острова». Просчитав конструктивную составляющую всего комплекса (надо ведь, чтобы по конструкции самые смелые пластические элементы были надёжны и технологически реализуемы строителями), архитекторы представляют на суд заказчика два варианта проекта. Один выполнен в пластической манере, обыгрывающей тему путешествий Гулливера и его эпоху. Другой, при той же конструктивно-строительной основе, максимально абстрагирован от первоначального сюжета «Гулливер и его эпоха» и больше напоминает космическую станцию, эдакий хай-тековский вариант развития цивилизации острова Лапута. Ведь со времён посещения её Гулливером прошло почти триста лет, и эволюция Лапуты могла пойти в самом непредсказуемом направлении…
Конструкции:
- монолитные перекрытия
- стальной каркас
- деревоклееные арки ( возможна замена на обетоненные металлические арки).
Перечень основных функций:
-
Кегельбан.
-
бильярдный зал.
-
кафе-ресторан.
-
вводно-развлекательный комплекс.
-
дискотека.
-
"платформа" (отметка пола +3.90 м.) игровых устройств.
-
гостиница на 35 номеров.
-
терраса солярий.
-
детская площадка на территории.
Общая площадь всех помещений комплекса - 6677 кв. м.