Проект реализуется Гёте-институтом, воркшоп в Калининграде был поддержан министерством культуры Калининградской области, Генеральным консульством Германии в Калининграде и НП Градостроительное бюро "Сердце города". В галерейном зале с экспозицией «Королевская гора: новая жизнь старого города» собрались искусствоведы, дизайнеры, архитекторы, музейщики и культурологи, чтобы обсудить пути предстоящей реконструкции существующего здания и строительства нового корпуса художественного музея.
В течение двух дней обсуждались насущные проблемы: реновация главного фасада музея и возможность создания экспозиции под открытым небом, потенциал раскрытия музея к реке Преголе согласно концепции Waterfront, принципы интеграции в городской ландшафт и возможности благотворного воздействия на окружающую среду, а также новые формы работы галереи с посетителями, предложения по размещению нового здания музея.
Будет уместно сказать несколько слов о присутствии искусства в жизни городского сообщества и опыте музеефикации искусства (презентации искусства) в истории нашего города. Кёнигсберг в XIII-XV веках, ранний период существования, в качестве общественных пространств имел церкви, которые были самыми значимыми сооружениями и украшались художниками и ремесленниками на средства общин. Важные функции церкви в это время – отображение представлений о мире и демонстрация благосостояния (состоятельности) общества. С позиций сегодняшнего дня.
Мы часто заходим в старинные церкви как в музеи изобразительного искусства. После перехода к светскому правлению центром общественно-политической жизни стал замок. Первый светский правитель, герцог Альбрехт способствовал привлечению в город лучших мастеров из Голландии и Германии, а также собрал значительную коллекцию произведений искусства. Традиция частного собирательства и последующего дарения коллекции городу, вернее – горожанам, сохранялась на протяжении столетий, и к середине XIX века город имел значительные собрания произведений искусства, которые находились главным образом в университете и Академии художеств. В конце XIX века было переосмыслено отношение к историко-культурным ценностям - и пространство замка стало местом хранения и презентации исторических реликвий и художественных коллекций. Для экспонирования современного искусства в 1913 году был построен новый выставочный зал – Кунстхалле. После войны художественные коллекции Кёнигсберга оказались утрачены как цельные собрания, но некоторые произведения сохранились и находятся в различных музейных и частных владениях.
В Калининграде функции художественного музея до 1988 года выполнял областной историко-художественный (краеведческий) музей, а современные художники демонстрировали свои работы в Выставочном зале Союза художников. Открытие художественной галереи вывело бытие искусства в пространстве города на новый уровень. За 25 лет существования художественной галереи сотрудниками собрана значительная коллекция произведений советского и российского искусства второй половины ХХ века, организованы тысячи выставок из многих отечественных и зарубежных музеев, выросло поколение «воспитанных» зрителей и участников художественных проектов. В последнее двадцатилетие возникли новые институции –Балтийский филиал ГЦСИ и Музей янтаря, появились частные инициативы (галерея «Акварель», музей Презенториум "AS... IS", арт-пространство "Ворота" и др.) Сформирована система художественного образования: студии, школы, техникум, факультеты дизайна.
В настоящее время можно говорить о полноценной и многообразной художественной жизни города, достигшей, однако, предела возможного в существующих рамках, поскольку главная площадка – городской художественный музей - технологически и морально устарела. Галерея остро нуждается в современных хранилищах и реставрационных мастерских. Здание пожизненно имеет значительные «родовые травмы», поскольку спроектировано не как музейное. Встроенное в жилой комплекс, оно очень ограничено по функциональным возможностям и уже не отвечает нормам требованиям, предъявляемым современному музею. Большие претензии имеются и к «внешности». Архитектурно-художественный образ здания эстетически снижен, находится в подчинённом положении у маловыразительных жилых корпусов и не выглядит знаковым объектом городской среды, «Храмом искусств». Серьёзной проблемой является также сложная транспортная ситуация Московского проспекта и пешеходная недоступность, оторванность галереи от основных «туристических троп» города.
Удивительным образом независимая работа разных групп воркшопа (в итоге их сложилось три) оказалась сходна в главном: музей был осмыслен как Дом (в первый день) и как Мост (во второй день). Все согласились, что музей – место уникальное, требующее уникального здания, которое должно влиять на городскую среду (сейчас этого нет). Музей должен стать «локомотивом» не только в плане просвещения и приобщения к искусству, но и в плане эстетического преобразования непрезентабельного ныне района города. В первую очередь предстоит найти общий язык и с равнодушными пока жителями домов, составляющих единый комплекс со зданием галереи. Непростые вопросы достижения визуального единства в рамках воркшопа удалось решить несколькими оригинальными способами, однако главным средством во всех предложениях была цветовая интервенция: создание яркого цветового образа придаст комплексу зданий качественно иной уровень визуального восприятия и украсит город.
Первая группа сложилась из музейщиков,искусствоведов и культурологов, которые представили свои идеи и пожелания.
В составе второй группы участвовали: Вильфрид Вульфф (инженер, руководитель архитектурно-инженерного бюро, г.Берлин. Член инженерной палаты г. Берлин. Руководитель отдела по охране памятников инженерной палаты г. Берлин), Мария Говорина (архитектор, г.Калининград), Фёдор Лученко (архитектор, г. Калининград), Юлиус Элерс (инженер-градостроитель, инженер-архитектор, Германия), Виталий Русакович (архитектор, г. Калининград), Римма Гаврилюк (архитектор, градостроитель, г. Калининград).
Авторы второй группы предлагают использовать в визуальной трансформации зданий три основных цвета - жёлтый, красный, синий - и лого «ART». Интересный подход возник на стыке визуальной игры и поп-арта: с определённой точки (смотровой площадки) на Королевской горе вертикальные здания складываются в единую плоскость, которая может демонстрировать логотип галереи. Кроме того предлагается организовать выход к реке.
Что касается нового здания Художественной галереи, было предложено сделать его в виде моста с горы, который был бы связан с существующим зданием. «Мост» – хорошая метафора для определения позиции музея во внешнем мире, символ единения и символ перехода, место соединения пространств, времени, людей.
Предложение третьей группы архитекторов объединило мысли Олега Васютина (НП Градостроительное бюро "Сердце города", г.Калининград), Карины Давлетьяновой (архитектор, г. Калининград), Ольги Старостиной (архитектор, г. Калининград) и Владимира Сыроежкина (архитектор, г. Калининград).
Предложение этой группы было основано на работе с цветом и территориально-пространственном выделении художественного музея в городской среде.
Так как здание галереи представляет собой ярко выраженную горизонталь, необходимо подчеркнуть её, а не расчленять объём вертикальными элементами, как это было раньше. Кроме того горизонталь подчёркивается выдвигающимися террасами, за счёт которых увеличиваются выставочные площади. Этой горизонтали подчиняется и вся окружающая среда. Идея состоит в том, что проходящие и проезжающие на некоторое время попадают в «другую реальность», маркированную искусством. Ярким цветом подчеркивается протяженная горизонталь дороги, а также здания по обе её стороны.


В основе идеи – теория супрематизма Казимира Малевича. Монументальная пространственно-живописная супрематическая композиция, построенная на комбинации цветовых линий и простых по геометрии плоскостей (круг, квадрат, треугольник) даст прямую отсылку к идеям русского авангарда. Проект предполагает использование опыта создателей граффити и произведений стрит-арта. В данном контексте ассоциации с творчеством Малевича и Кандинского напомнят о значимости русского искусства ХХ века, а также подчеркнут характер музейного собрания.


Выделение части Московского проспекта, где расположена художественная галерея, позволит сформировать новое пространство, соответствующее сути музея и выраженное языком искусства, визуально понятное. Так же было предложено перенести трамвайную остановку напротив входа в галерею, организовать транзитное движение через здание на дворовую территорию и берег реки. Организовать остановку речного трамвайчика. Территория за галереей является и придомовой, поэтому необходимы детские площадки, элементы которых могут быть выполнены в виде супрематических элементов, которые одновременно с этим будут представлять собой и постоянную экспозицию галереи.


Новое здание Художественной галереи предлагается вписать в генеральный план конкурсного проекта (имеется в виду международный конкурспо разработке концепции архитектурно-градостроительного развития территорий исторической части ядра Калининграда), где Нижний пруд и реку соединяет открытый канал. Объем здания располагается между площадью перед Домом Советов и улицей Зарайской. Здание "нависает" над каналом вторым и третьим этажом, благодаря чему вода и поток пешеходов набережной "протекают" внутри здания. Со старым зданием "соединение" происходит за счет разработанного архитектурного сценария движения, направление выделено цветом, мощением и супрематическими элементами - малыми архитектурными формами.


Экспертам воркшопа удалось создать несколько коллективных предложений и выработать общую идеологию проекта, рекомендации по оптимальному перераспределению функционала как внутри существующего здания, так и между старым – новым корпусами, сформулировать запрос на строительство нового здания и прорисовать графические визуализации. Следующий шаг – создание бумажной и цифровой версий технического задания на разработку проектно-сметной документации реконструкции и технического переоснащения существующего здания галереи.
Ирина Кожевникова, Ольга Старостина