Проект орнитологической станции-музея на Куршской косе. Архитектор М. Орлов
Задача проекта – создание новой идентичности для существующей орнитологической станции в поселке Рыбачий на Куршской косе. Она должна будет выражать особенности этого места и его исторического развития.
Новая станция-музей видится как продолжение и развитие существующей станции, то есть добавление новых площадей и возможности улучшения качества работы вместе с созданием нового «центра притяжения» туристов на территории поселка. В проекте планируется использование существующих рядом ангаров, а также территории между ними.
Три старых здания реорганизуются в соответствии с новой программой – каждое из них имеет свою отдельную функцию (они используются для сотрудников музея, орнитологов и в качестве выставочного пространства), территория между ними застраивается – там организуется общественное пространство и коммуникационный узел, в котором пересекаются различные группы посетителей.
Первое здание предназначено для обслуживания музея, на первом этаже находятся офисы сотрудников музея, и технические помещения. На подземном уровне – хранилище, реставрационные помещения, которые непосредственно связаны с выставочным пространством.
Во втором здании находятся лаборатории орнитологов, офисы и библиотека, которая может использоваться как сотрудниками станции, так и посетителями музея. Библиотека ориентирована в сторону Куршского залива, который виден через авиарий, примыкающий к зданию станции. На подвальном уровне расположены архивы, которые перемещаются из старого существующего здания.
В третьем здании расположено выставочное пространство, которое начинается в новой части здания, расположенной между существующими постройками. Для устройства выставочного пространства применен принцип работы ловушек для птиц, используемых учеными на Куршской косе. Это длинные ловушки, покрытые сеткой, начинаются с больших (пролет 20м) открытых «дверей», куда залетает птица. Постепенно пространство сужается, пока птица не оказывается в узком туннеле, который ведёт в комнату, где орнитологи окольцовывают и измеряют птиц. После чего отпускают их на волю. Выставочное пространство музея является пространственной инверсией устройства ловушек – покупая билет и проходя выставку. Посетитель попадает в узкий темный коридор с искусственным освещением, в витринах выставлены экспонаты, имеющие отношение к истории станции, гравюры и материалы, которые требуют определенного светового режима. Постепенно выставочное пространство увеличивается, в него начинает попадать солнечный свет, с увеличением комнат выставляются большие экспонаты, интерактивные карты, скульптуры. В третьем здании внешняя оболочка проникает внутрь, формируя темные комнаты, где транслируются фильмы и видео о птицах. Выставка постепенно переходит в авиарий, населенный птицами. По коридору внутри здания можно пройти вдоль всего авиария или же зайти в него из здания. В конце авиария выставка и заканчивается.
Чтобы изменить вид старых зданий, я покрываю их ржавой металлической оболочкой, которая навешивается на стены и крыши. Здания почти не перестраиваются, изменяется только их внешний вид, за исключением того здания, в котором будет размещена выставка. Ангар, покрытый профнастилом, лишается своей оболочки, остаются только несущие конструкции (колонны и фермы), на которые устанавливается новый каркас, пропускающий свет внутрь здания. Так обозначается продвижение посетителя к концу выставки, к «свободе».
Новая оболочка в своем начале (у дороги) полностью повторяет форму существующих зданий. На границе нового общественного пространства она начинает принимать более выразительную ломаную форму, означая начало выставки, продолжение которой выражается увеличением размеров плоскостей и углов между поверхностями, составляющими «кожу». Большие плоскости. Которые составлены каркасом, разделены вспомогательной конструкцией, на которой лежат металлические листы. Грани больших поверхностей выделены металлическими профилями, которые акцентируют их разделение и препятствуют попаданию внутрь здания воды и прочих осадков. Авиарий является пространственной конструкцией, покрытой металлической сеткой. Он так же соединен с новой конструкцией каркаса.
Попасть на территорию парка можно на автотранспорте, со стороны России и Литвы, также на водном транспорте из городов и сел бассейна залива. Через всю территорию косы проходит одна автомобильная дорога, связывающая населенные пункты и местные достопримечательности. Поселок Рыбачий, в котором находится мой проект, расположен примерно посередине косы и является крупнейшим населенным и туристическим центром с российской стороны. Он связан как с главной дорогой, так и с заливом – у него есть пристань, причал.