На форуме провинциальной урбанистики URBANITAS, который прошел 28-30 ноября 2013 года в Воронеже, речь шла о проблемах городской инфраструктуры и способах их решения. Александр Антонов, руководитель НП "Объединение планировщиков", в своем докладе обратил внимание на тенденцию разрастания российских городов. К чему она ведет и что с этой тенденцией можно и нельзя сделать в российских условиях – читайте на страницах генерального партнера форума – журнала "Парадный квартал".
Экстенсивное развитие как тенденция в градостроении
То, как развивались наши города в недалеком прошлом, показывает, что у нас исторически существует парадигма экстенсивного развития и освоения территории, строительства новых городов, увеличения городов на фоне стабильного роста населения и довольно быстрого переселения сельского населения из деревни в город. Соотношение численности сельского и городского населения 100 лет назад было примерно 90 к 10 в пользу сельского населения, сейчас 74% – городское население, 26% – сельское. Система планирования была ориентирована на освоение новых территорий с достаточно ограниченным инструментарием по реконструкции: либо снести и построить новое, как и было сделано, например, на Новом Арбате, либо законсервировать.
В постсоветское время ситуация несколько изменилась – освоение территорий происходит уже не на фоне роста населения, а на фоне депопуляции. Единственное, что поддерживает население на стабильной отметке 141-143 млн, – это внешний приток мигрантов, которых за постсоветские годы приехало около 10 млн. У нас совершенно нет прироста городского населения – между переписями 2002 и 2010 года его доля даже уменьшилась на десятые процента.
Известно, что в отличие от нормальных городов, где плотность застройки равномерно или неравномерно распределяется от центра и падает к окраинам, у нас, наоборот, средняя плотность в центре и повышенная – на окраинах. И плотность на окраинах еще больше повышается, у нас появляются замечательные районы на выселках. Это экстенсивное развитие. С другой стороны, появилось такое понятие, как точечная застройка. Собственно, нет ничего плохого в том, что город, застройка уплотняется, но у нас точечной застройкой называлось втискивание отдельных домов в сложившиеся кварталы, которые были построены по определенным принципам, не предполагавшим в этом месте никакого строительства. А новая концепция сказала, что нет, это пустыри, их можно застроить.
Еще один важный момент – запустение центра, очень типичное для Воронежа. Вообще для старых русских городов в центральной России совершенно типичен уход и бизнеса, и человека из центра. Тула очень показательна, город вокруг кремля – вообще пустыня. Замечательные старинные улочки стоят с забитыми и заложенными кирпичами окнами. На улицах, которые идут прямо к тульскому кремлю, нет никакого бизнеса. При том, что центр как-то, конечно, меняется, основная парадигма по-прежнему ориентирована на рост и экспансию.
Не так давно, лет 10 назад, я говорил с разработчиками генерального плана Мурома. Город Муром Владимирской области испытывает совершенно естественную для всех малых городов России тенденцию оттока населения во Владимир и Москву, и, в общем, никаких шансов на рост населения нет. В генеральном плане рисуется в два раза больший Муром, новые территории, новые застройки... Я спрашиваю главного архитектора проекта: "Как это, зачем это?" Он говорит: "Ну как же, город ведь должен расти!" То есть, настолько было заложено в классическом сознании советского градостроителя, что город должен расти, что рисуются такие планы. И Муром – не исключение. Генплан Воронежа видели?.. В 2007 вокруг Москвы было запроектировано новых городов примерно на 12 млн человек, район "Академический" в Екатеринбурге – достаточно далеко от центра, напротив Нижнего Новгорода тоже был спроектирован итальянскими архитекторами замечательный район на низком берегу Волги…
Компактный город: столкновение с российской действительностью
На Западе осознают всю пагубность процесса расползания городов – прежде всего, конечно, на примере европейских городов и городов растущих экономик – африканских, азиатских. Собственно говоря, американская субурбия, которая так всем нравилась как индивидуальная малоэтажная застройка, тоже предъявляет свои проблемы во всей красе. В итоге оформляется теория и практика компактного города на фоне незначительного роста европейских городов. Они все же растут за счет притока и внутреннего сельского населения, которого в Европе значительно меньше, чем у нас – меньше 10% – и иммигрантов.
И вот компактный город встречается с российской действительностью. Есть мастер-план Перми, там замечательно описаны принципы компактного города. Произошла такая достаточно странная вещь: руководство Пермского края и города Пермь вдруг поверило в неких совершенно незнакомых нам западных урбанистов, поверило в их концепцию и принципиально отвергло российских градостроителей. В мастер-плане Перми есть принципы "зеленых" и "красных" зон, принципы полного запрета строительства на новых территориях, там объяснена модель расползания города, запустения центра и ухода жизни из центра при строительстве на окраинах, описано, что все это очень дорого с точки зрения освоения новых территорий, жилья и транспортной инфраструктуры. И дальше как будто победное шествие мастер-плана Перми по России: московское архитектурное биенале, специальный номер журнала "Проект Россия", воплощение в генеральном плане Перми и проектах планировки – это все примерно 2010-2011 годы. Решение о проведении конгресса ISOCARP в Перми в 2012 году (ISOCARP – международная ассоциация городских региональных планировщиков, членом которой я являюсь). И – полное поражение мастер-плановой концепции генерального плана Перми на рубеже 2012-2013 годов. В 2012 году Олег Чиркунов возвращается в свой ритейловый бизнес, приходит новый губернатор, который до этого был министром регионального развития Российской Федерации. В настоящий момент Пермь полностью отказывается от принципов компактного города. Сегодня там продвигается федеральный проект "Бахаревка", освоение компанией "Ренова" бывшей территории аэропорта далеко от центра Перми, опять вернулись строители железобетонных небоскребов во всех возможных точках.
Современный вид российского градостроительства
Как выглядит современность? Вот РЖС реализует участок под застройку окрестностей крупных городов. Коротко говоря, есть задача – ввести в оборот земли, которые можно назвать "бесхозными" – федеральные земли, земли Академии наук. Сейчас эти земли переходят в фонд РЖС, фонд выставляет их на торги, приходит девелопер и по итогам обещает построить сколько-то млн кв.м жилья. При этом фонд РЖС совершенно не волнует градостроительная ситуация, где будут работать эти люди – есть задача обеспечить население доступным жильем, а воздвигнуть его можно в любом месте. Да, конечно, где-то в 10 км находится большой город, подходит какая-то дорога, то есть, в принципе, до этого большого города как-то добраться можно.
Есть такой термин – "комплексное освоение территории". Это, собственно говоря, то же самое, не обязательно при помощи фонда РЖС. Раньше у нас территория была не комплексная, стояли только жилые дома – теперь, если рядом с жилым домом стоит детский сад и школа, освоение территории считается комплексным. Но, опять же, где работают те люди, которые там живут? И, естественно, под это освоение муниципалитет должен проложить коммунальные сети и дороги. Российская часть пермской команды считала для Пермского края, сколько должен вложить муниципалитет во все обеспечение доступного жилья на выселках – так вот, чтобы девелопер продавал доступное жилье по доступным ценам, затраты муниципалитета должны быть 2 тыс. долларов на 1 кв.м. 2 тысячи долларов для того, чтобы сделать нормальные сети и нормальный транспорт в чистом поле, в 3 км от сегодняшней границы Перми! А ведь примерно так же и делаются эти комплексные освоения территории...
Новые города-стотысячники
Новые города стали меньше, это уже радует. Они уже численностью не миллион, а 100-150 тыс. Первым, судя по всему, будет Иннополис под Казанью. Это первый новый город за последние 20 с чем-то лет, и первый город, который будет построен в постсоветской России. Там же есть еще один новый город – Смарт Сити. Под Петербургом сейчас строится два города – город Южный и проект "Новый Берег" на намывных территориях на северном берегу Финского залива. Но, опять же, где рабочие места? В Санкт-Петербурге. В Московской области запроектировано два города – на 500 тыс. и на 300 тыс. человек – в Волоколамском районе, в западной части Московской области, где большого населения никогда не было. Продолжается и приращение границ населенных пунктов, продолжается экстенсивное развитие.
Если мы посмотрим генеральные планы городов Липецк, Ульяновск, Пенза – там у нас население в целом не растет, городское население тоже не растет, и жители, когда мы свои генпланы выносим на публичные слушания, задают нам простой вопрос: "Для кого вы тут нарисовали жилье?" Понятно, что основными покупателями будут иммигранты, но с их приходом, к сожалению, есть вероятность ухудшения криминогенной обстановки. Тем не менее, все на картинке увеличивают города как минимум в два раза – хорошо, если в два, а то и больше! Пошла мода на агломерации. Сказано, что агломерации решают и транспортные проблемы. Будете смеяться, но приращение к Москве территории, которая в полтора раза увеличила ее площадь, происходило под лозунгом, что это решит транспортную проблему Москвы. Я не очень понимаю, как, условно говоря, ситуация в Бутово решит проблему в пределах Садового кольца. Не понимаю, но в Википедии есть очень хорошая формулировка: "Воронеж увеличил свою численность до миллиона за счет стягивания населения из окрестных деревень". То есть, теперь это так называется – стягивание, включение деревень в черту города для того, чтобы формально получить цифру с шестью нулями, а вместе с ней – приоритет при участии в федеральных программах, господдержку развития предпринимательства и дорожной инфраструктуры. Причем есть несколько порогов – в частности, 750 тыс., и поэтому Ижевск тоже думает, как бы стянуть соседние города, находящиеся в 50 км от него, в одну агломерацию. В России есть один очень известный и любимый многими институт, который рисует всем агломерации – Новосибирскую агломерацию, Красноярскую агломерацию, Махачкалинскую агломерацию, ну и так далее. Все хотят агломерации, включая Воронеж.
То есть, вот эту прививку компактности, которую нам привезли, Россия не заметила вовсе? Ничего подобного, заметила. У нас появляются замечательные суперкомпактные выселки. Где-то в 10-20 км от Москвы вдруг появляется замечательный компактный микрорайон, называется "Мини-город в лесу", или "Миниполис", или еще как-то, все это сделано по градостроительным нормам компактного города – но находится в 10 км от Москвы, с одной дорогой, и где работают эти люди, естественно, строителей не интересует. Есть еще совершенно легендарный проект – "КОШЕЛЕВ-проект", "шедевр" доступного жилья Российской Федерации. Это в Самаре, кроме того, есть такой проект в Калужской области. Это сверхдоступное жилье, стоимость квартиры там меньше миллиона. Но мы в обсуждении сошлись на том, что это немножко напоминает Дахау или ферму из коровников.
Новые попытки реализации компактного города
Мастер-план Перми делала голландская фирма KCAP Architects&Planners. После нее в Россию пришла мода на западных урбанистов – как на отдельных звезд, так и на разные компании. Вы сейчас можете увидеть, что сейчас в различных конкурсах по мастер-планам на территории Москвы принимает участие до 80% зарубежных фирм, в конкурс на Московскую агломерацию было подано 67 заявок, и из них тоже порядка 2/3 были от международных компаний, и сейчас в каждом городе, фактически, есть своя "придворная" иностранная компания. У нас есть, например, Хосе Асебильо, бывший главный архитектор Барселоны. Он поработал и в Екатеринбурге, и в Верхней Пышме, и в Чебоксарах. И бывший главный архитектор Берлина Штимманн колесит сейчас по России, и куча всяких компаний голландско-немецко-французско-английского происхождения. Причем многих ничему не научил отрицательный опыт мастер-плана Перми – выдвигаются похожие идеи и все так же сталкиваются с неприятием.
Человек, который работал над мастер-планом Перми и проводил эти идеи компактного города в начале прошлого года, выступает в Москве и начинает там рассказывать, как же здорово, когда в вашем микрорайоне застройка такая открытая, и какие-то дома, стоящие буквой Г, можно замкнуть в квартал, поставив еще два дома. У меня возникает мысль: "Надо человеку публичное слушание провести, чтобы он рассказал жителям этого микрорайона, что когда он здесь перед ними поставит еще два дома – это здорово и правильно". К сожалению, такой возможности не было.
Абсолютно те же люди приезжают в Уфу, на мероприятие "Urban Байрам". Думали с помощью голландских специалистов о концепции развития Уфы. Уфа – это город на холме в излучине реки Белая и впадающей в нее реки Уфимки на высоком берегу. Сегодняшняя концепция развития Уфы очень простая – выход за пределы реки Белой и реки Уфимки. Генеральный план предполагает строительство порядка 11 мостов, из них 3 – через реку Белая, и размещение вокруг микрорайонов. Ну, на какие деньги будут строиться эти 11 мостов, генеральный план не уточняет, но это все придумано, более того, эта концепция принята внутри градостроительно-архитектурного сообщества и девелоперского сообщества Уфы. Все эти поля по несколько сотен гектаров более-менее хорошо распределены между девелоперами, и они ждут не дождутся, когда же им дадут отмашку начать строить. И тут приезжают иностранцы и говорят: "Ребята, у вас отличный город на холме! Такой силуэт! Вы повысьте этажность, повысьте плотность, оставьте зеленые склоны, вынесите все парки из центра города..." Сидим и слушаем: "О, вот это журналисты запомнят – приехали голландцы и сказали, что надо уничтожить все парки". Они сказали другое: "Не надо застраивать склоны – оставьте зеленые склоны и сделайте красивый силуэт, сделайте плотный город в центре". Сидят уфимские люди – они десять лет думали над тем, как им осваивать окрестности, у них макеты сделаны на все эти микрорайоны...
На том же мероприятии делались предложения и по развитию транспорта. Уфа – это длинный город, гантеля такая: внизу жилье, а наверху – нефтеперерабатывающий завод, и между ними несколько улиц, по которым осуществляется сообщение. Уфа с одной улицы сняла трамвай несколько лет назад. Улица стала четырехполосная в каждую сторону, и теперь в Уфе две системы трамвая: одна в южной части города, одна в северной. Им итальянские транспортники говорят: "Ребята, вы верните, пожалуйста, трамвай на две полосы, да еще две полосы крайних вычтите из этой центральной улицы, она может быть двухполосная в каждую сторону". Мэр сказал очень аккуратную и правильную вещь: "Мне очень нравятся ваши идеи – отличные, правильные, взгляд в будущее – но если я их сейчас приму и как-то утвержу, то реализовывать их буду уже точно не я, потому что нашим автомобилистам это не очень понравится, а наши автомобилисты – это мои избиратели".
Абсолютно не замечая всех этих вопросов, дальше предлагается компактный город. В Ижевске некоторая английская компания призвана облагородить центральную площадь. Центральная площадь в Ижевске – это такой ниспадающий к Ижевскому пруду променад, набор плацев, который заканчивается культовым для Ижевска памятником "Дружба народов". Англичане приводят паттерн застройки Хельсинки, Риги – "Вот вам Хельсинки – 70% застроенных территорий, вот Рига – 60% застроенных территорий в центре с учетом того, что в Риге два парка в самом центре. А вот Ижевск, центральная часть – 30% застроенных территорий. Некомпактно!" Тут из зала ответ: "Ваши европейские душные города эти, маленькие улочки – я не могу в них ходить, там душно! Я хочу с площади видеть просторы на берегу Ижевского пруда..." Встает англичанин, вежливо говорит, что нет, мы не хотим лезть в ваше дело – нам хочется, чтобы вы продолжали видеть просторы... Но, однако, надо как-то уплотниться!
Собственно, вопрос: так правда, может, земли у нас навалом, и давайте всем раздадим по гектару под родовые поместья и будем осваивать эту землю? И все будет хорошо, и душа наша широкая будет довольна, и ну его, этот компактный город – у нас, как всегда, третий путь? Или все-таки нам не избежать мировых тенденций, но как тогда быть с потребностью в широких пространствах? Вот на этот вопрос пока нет ответа...